ДОЖДЕВАЯ ВОДА И КАПЛИ РОСЫ В ЗАГОВОРАХ ПРЕДКОВ
Учёные пришли к выводу, что вода, как стихия в обычаях предков, способна запоминать оказываемое на неё воздействие и передавать полученную информацию дальше.
В продолжение темы о средствах домашней медицины, используемых нашими предками, следует остановиться на такой стихии древних, как вода. Ранее упоминаемый автор этнографических исследований князь В. Н Тенищев (тут в статьях «Огонь в жизни наших предков» и «Эпидемия, и профилактика от неё в суевериях предков») пришёл к выводу, что вода использовалась крестьянами главным образом, как врачебное средство при многих, уже развившихся заболеваниях.
К примеру, считалось, что дождевая вода обладает невероятно мощным целительным свойством. Верили в то, что она оказывает хорошее действие при головной боли, при глазных болезнях и даже при бородавках.
Наши предки верили, что особой исцеляющей силой обладают капельки первого дождя. По убеждению предков, собранная дождевая вода, и используемая в виде обмываний, в состоянии предотвратить даже беременность. В целом же умывание во время первой весенней грозы, по убеждению многих, оказывало такое профилактическое действие, что, умывшийся, не будет в течение года хворать никакими болезнями.
В некоторых же случаях дождевая вода в сочетании с другими средствами использовалась больными, страдающими куриной слепотой. Таким больным надо было на утренней заре умываться весенними дождями, затем нагнувшись над дегтярною кадкой, произнести заговор: «Дёготь, дёготь, возьми от меня куриную слепоту, а мне дай светлые глазушки».
При глазных болезнях существовало поверье, что роса, собранная на лугу до восхода солнца, избавит от заболевания. Больной обычно выходил на луг, собирал с травы росу и этой росой промывал глаза. К тому же считалось, что самая целебная роса будет та, которая собрана на Иванов день до восхода солнца или уже при его восходе. В ночь на Ивана – Купалу, смоченную росою скатерть, выжимали в бутылку и этой водой, затем смазывали глаза.
При «ломоте» (болях в позвоночнике) больной должен был шесть раз сходить на луг, на утренней заре, и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваться и произносить такой заговор: «Зорька, зорька росистая, возьми, унеси от меня ломоту и порчу, унеси на поднебесье, от века и до века».
Для избавления от хронических сыпей (герпеса) поступали совсем просто, умывались и обтирались утренней росой на улице, сопровождая всё это заговором: «Если с ветра пришла, иди на ветер, а с людей пристала – иди на людей». Маленьких же детей при этом, как бы пугая болезнь, секли прутком по ягодицам.
КЛЮЧЕВАЯ И РОДНИКОВАЯ ВОДА В ВЕРОВАНИЯХ ПРЕДКОВ
К речной и колодезной воде наши предки относились избирательно. Считалась полезной и обладающей исцеляющими способностями только та речная вода, которая взята с того места, где река берёт своё начало. Или же с тех мест, где река не замерзает зимой.
Особое целебное значение у крестьян приобретала вода при укусе змеи. Существовало поверье, что змея, укусив человека, спешно уползает к реке и ищет спасения в воде. Поэтому укушенный, в представлении предков, должен был успеть напиться воды из реки раньше, чем змея окажется в реке. Этим самым, по распространённому в народе поверью, гарантировалось исключение всяких нежелательных последствий от укуса.
Как бы наши предки ни верили в исцеляющие свойства дождевой воды и росы, но особенными целебными свойствами они наделяли ключевую и родниковую воду. Во многих губерниях вода из таких источников пользовалась особым почитанием и считалась святой, иногда же приравнивалась к крещенской.
Существовали предания, что некоторые ключи начали функционировать только после перехода через такие места святых, которые во время отдыха пожелали напиться. Такие «Святые ключи», как правило, находились где-либо в лесу, в окружении елей и сосен. Иногда же их обсаживали кустиками вербы, на ветвях которых нередко крестьяне навешивали тряпочки, ленточки, пояски, крестики. На дне же ключа можно было видеть серебряные монеты, как дань больных ключу за его целительную силу.
Некоторые из таких ключей обладали удивительными свойствами. Так, например, ключ вблизи Лозоско-Азатского озера, Белозерского уезда. Новгородской губернии, имел ту известность, что после окачивания водой из него больной или скоро выздоравливал, или же вскоре умирал. Чтобы пользоваться водой из этого необыкновенного ключа, требовалось соблюдать определённые условия и строго им следовать.
Во-первых, при приближении к ключу не надо ни с кем говорить. Если кто навстречу встретиться, то ничего не надо ни спрашивать и не отвечать. На самом ключе необходимо было помолиться на все четыре стороны. Только после этого, пришедший мог узнать у ключа, что ему ожидать: на живое (на выздоровление) или на мёртвое (на смерть). Если на выздоровление, то водичка обычно стоит, как стёклышко, светлая. Когда же на мёртвое (на смерть), то ключ засорится, вместо воды из него начнёт течь песок с грязью.
При заборе воды обязателен заговор: «Царь водяной, царь земляной, царица водяная, царица земляная, дай мне водички на доброе здоровье».
Большой славой и известностью пользовался также «живой» родник, находящийся недалеко от города Троицка, Пензенской губернии. О его происхождении существовала такая легенда.
Одной богомолке во сне три раза являлась Божья Матерь и велела в указанном месте рыть землю и отыскать икону. Но богомолка долго не исполняла приказа, пока не заболела. Во время болезни ей опять было видение, чтобы она всенародно покаялась и после выздоровления исполнила возложенное на неё поручение.
Богомолка так и поступила. Выздоровев, она отправилась в указанное место и начала рыть. Рыть же надо было только в полдень и полночь. Потрачено же было богомолкой три недели, чтобы отыскать и найти образ Божьей Матери, который и был установлен в часовне, около родника.
Приходящие к роднику зажигали свечи перед иконой, молились, купались, а также пили и брали воду с собой. Некоторые же с тяжелыми недугами обмазывали себя илом со дна этого родника и лежали в грязи до двух часов, смывали всю грязь водой родника.
ВОДА В ОБРЯДАХ КРЕЩЕНСКИХ КУПАНИЙ И ЧИСТОГО ЧЕТВЕРГА
Очень уж сильно впиталось в сознание наших предков понимание того факта, что вода приобретает наибольшую целебную силу только в некоторые известные дни. Таким днём для них был день Ивана Купалы. Они верили, что от купания в этот день будто бы проходит решительно всякая болезнь
Только вот купаться, согласно, устоявшегося мнения, надо было между утреней и обедней. К тому же у многих крестьян существовало стойкая уверенность, что кто на Ивана Купалу не искупается, то тот, скорее всего, колдун.
Довольно широко был распространён на Руси смелый обычай крещенского купания ради «здоровья», в проруби, после освящения воды. Эта же традиция с не меньшим размахом дошла до XXI века и крещенские купания всё так же популярны среди православных христиан России.
Но наши предки с не меньшей верой в исцеляющие свойства воды следовали обычаю купаться в великий или в так называемый чистый четверг. К примеру, некоторые орловцы в этот день, до света, без свидетелей, старались три раза окунуться в реку с тем, чтобы избавиться от чесотки. При этом после каждого окунания, купающийся обращался к этому дню и к реке с такой просьбой: «Чистый четверг, очисти моё тело от болезни. А ты, быстрая речка, неси мою болезнь в синее море».
В других же регионах в чистый четверг существовали свои обряды. У вологжан, «чтобы не взяла какая-нибудь болезнь», существовал обычай умываться в этот день водой, в которую обычно опускали серебряную монету. У костромичей же при самых различных болезнях обычаем предусматривалось умываться из лужи.
Во всех этих случаях прослеживался, да и сейчас наблюдается, не что иное, как остаток когда-то распространённого культа почитания и поклонения воде. Во многих местах и в наше время вода считается самой чистой стихией. С ней, как отголосок язычества, связывается и продолжает быть представление, как об очищающей и исцеляющей силе, которую греховно осквернять извергаемыми в неё мочой или калом.
И в заключение об обнаружении учёными памяти у воды. Об этом тут в статьях «Формула здоровья, как великая тайна воды» и «Настоящая вода и её влияние на здоровье человека».
Оказывается, что память воде нужна, чтобы нести информацию. Когда мы, так же, как это делали и наши предки, выпиваем травяной настой, сопровождая его словами заговора, то не только химическая формула лекарственного растения кодируется в молекулах воды, но запоминается ею и словесная информация заговора. Все такие молекулы заговорённой воды бегут по организму, чтобы донести сигналы с информацией о том, как должны изменяться биохимические процессы, чтобы наступило исцеление.
Так что обычаи и обряды от времён язычества не такое уже и несерьёзное явление, пришедшее к нам из невежественных и тёмных глубин древней Руси.
Была ли статья «Вода в обрядах предков, выполняемых для здоровья» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получать свежие материалы на почту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий